16 мая – 30 ноября 2025
Хлебный дом, парк
Триеннале текстильного искусства и современного гобелена – самый масштабный в России конкурс работ, выполненных в технике ручного ткачества – пройдет в музее-заповеднике «Царицыно» уже в пятый раз. В конкурсной программе – 83 работы, большинство которых художники готовили специально для триеннале. Тема этого года – «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения».
Триеннале текстильного искусства в «Царицыне» – это сложный междисциплинарный форум, в котором принимают участие художники, работающие в традиционной технике ручного ткачества, и авторы, чьи работы тоже вытканы вручную, но с использованием материалов, текстилем не являющихся: из арматурной сетки, алюминиевой проволоки, джутового каната, пластиковой лески, полиэтилена, бумаги и засушенных цветов. Часть экспозиции располагается под открытом небом, часть – внутри музея.
Среди участников пятой триеннале – художники из нескольких стран, в том числе из России, Белоруссии, Молдовы и Казахстана. Хулиан Пессе из Аргентины привезет в «Царицыно» шестиметровую работу «Жаккар», в которой размышляет о роли механических посредников в творческом процессе. Христина Высоцкая из Беларуси покажет работу «Души леса. Связи», в которой лес предстает живой коммуникативной сетью, где деревья связаны между собой подобно узлам в информационном поле. «Преодоление пространства» Василия Бычкова – это попытка перевода музыки в текстильную форму и наоборот, а «Post Quem» Кати Абламской – пост-археологическое исследование эпохи антропоцена, в котором переплелись природные элементы и артефакты пребывания человека на Земле. Миниатюрный (по сравнению с другими работами) гобелен Наталии Косовец «Коллекция воспоминаний» – это собранный вручную гербарий, вплетенный в полотно.
«Ландшафтная экспозиция – одна из ключевых частей Триеннале, — говорит сокуратор Триеннале Анна Карганова. — Для художников это шанс сделать что-то из ряда вон выходящее, а для музея – еще раз показать, что царицынский парк является прямым продолжением музея, его альтернативным выставочным пространством». В этом году парковая экспозиция состоит из семи арт-объектов, шесть из которых размещены в дворцовой части парка, а один – в акватории пруда. Гигантский «Маммонтеус», которого художник Павел Елфимов сплел из джутового каната, возвышается на склоне оврага напротив Хлебного дома. Рядом с ним – двухметровая «Аккордионистка» Елены Молчановской из искусственного ротанга. «Звезда по имени Солнце» Натальи Климовой стоит на дворцовой площади, а объект «Созидание» (огромная ладонь, тянущая из земли нити) Татьяны Патиной и Марии Бондаренко – у Большого моста через овраг. Катерина Лайм-Блоссом окутала текстильными нитями исторический фундамент Мыльни (ее работа называется «намеки о цельности» и нарочно пишется с маленькой буквы), а Евгения Эварт разместила пространственную инсталляцию «Под водой» в павильоне «Миловида». Самый отдаленный экспонат – «Портал II» Александры Островской – дрейфует в водах Верхнего Царицынского пруда в районе Русалкиных ворот.
Во внеконкурсной программе триеннале – два самостоятельных выставочных проекта. Куратором одного из них выступила Гильдия текстильщиков Санкт-Петербурга – неформальное объединение профессиональных художников, существующее с 1995 года. Мини-гобелены как самостоятельный жанр в текстильном искусстве нисколько не уступают традиционным крупноформатным работами. Некоторые из авторов представлены в обеих экспозициях, что дает возможность увидеть разницу подходов при создании работ больших и малых габаритов. Второй внеконкурсный проект — это инсталляция «Сеть, в которой мы живем» Ольги Киселевой, посвященный универсальному образу сети, определяющему структуру современной реальности: интернет, телефонные, компьютерные, банковские, социальные сети. По мнению художницы, мы все включены в сеть, реализуемся через принадлежность к ней и при этом зависимы от нее.
К V Триеннале текстильного искусства подготовлена большая параллельная программа. Часть событий будет адресована профессионалам, но большинство мероприятий – лекции, мастер-классы, творческие встречи, кураторские и авторские экскурсии – будут интересны всем. Расписание будет опубликовано в первые дни работы Триеннале на сайте музея и в социальных сетях. Осенью в музее заработает мастерская для подростков с ментальной инвалидностью, в которой ребята смогут попробовать себя в ручном ткачестве, плетении и тканной аппликации.
Музей-заповедник «Царицыно» обладает уникальной коллекцией произведений авторского ткачества XX века, которая не имеет аналогов в нашей стране. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Начиная с 2011 года «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами, чьи произведения также поступают в коллекцию. V Триеннале современного текстильного искусства и современного гобелена – логичное продолжение большой исследовательской работы «Царицына» в области актуального декоративно-прикладного искусства и одно из основных направлений просветительской деятельности музея.
Кураторы: Ольга Докучаева, Анна Карганова
Дизайнеры выставочного проекта: Юлия Наполова, Арта Геворкян (бюро PS Culture)
16 мая, 2025
admin 






Опубликовано в рубрике
Метки: 

